ru Моза́ика (от лат. - посвященное музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. На Руси мозаика появилась с принятием христианства, но не получила распространения из-за дороговизны импортируемой из Константинополя смальты, на которую в Византии была наложена государственная монополия. Благодаря М.В. Ломоносову об искусстве русской каменной мозаики вновь заговорили в XVIII столетии, когда на Урале по его просьбе была начата добыча камня.

Мозаика

История возникновения и развития Мозаики.

Мозаика

Моза́ика (фр.mosaïque, итал.mosaico от лат.(opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (обычно на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Благодаря таким свойствам камня, как прочность, устойчивость к разрушению и старению, мы и сегодня можем любоваться фрагментами изумительных мозаичных работ древности.

Искусство составления каменной мозаики начиналось с незамысловатых узоров из цветной гальки, которыми древние греки украшали внутренние дворики своих домов. Позднее при оформлении интерьеров дворцов и храмов стали использовать гранит, мрамор для укладки пола, а из полудрагоценных и даже драгоценных камней создавали удивительные по красоте панно. Первые античные мозаики (конец V в. до н.э) из необработанной гальки найдены в Коринфе. Они представляли из себя контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, сложенном из мелких рубленых кусочков камней разного цвета. Так появилась одна из основных техник составления мозаичных рисунков — наборная. Расцвет античной мозаики пришелся на эпоху эллинизма, когда становится доступным цветное стекло и появляется техника подколки камешков. Все это позволило мастерам использовать неограниченную гамму красок и достигать полной реалистичности изображений. Древнейшим памятником, где была использована эта техника, считается мозаика сицилийского города Моргантина (III в. до н.э.). В технике наборной мозаики работали и в Древнем Риме, складывая изображения из кубиков или столбиков примерно одинаковой величины и формы.

Флорентийская мозаика.

Древние египтяне тоже были знакомы с искусством каменной мозаики, однако использовали ее более камерно. Из полудрагоценных камней они набирали плакетки (маленькие панно), которыми потом украшали предметы быта, мебель и даже парадные костюмы фараонов. Эта техника была близка уже к инкрустации и стала прообразом другого популярного вида мозаики - пластиночной или штучной. В этой технике мозаику составляют из тонких пластин отшлифованного мрамора или яшмы, вырезанных по контурам изображения и так плотно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не виден. Ранним примером этой техники считается артефакт, называемый "Штандартом из Ура". Этот вид мозаики достиг совершенства в XVI веке во Флоренции, а потому получило название флорентийской мозаики. Знаменитая Янтарная комната как раз и была выполнена в этом стиле. На ее оформление ушло свыше полумиллиона кусочков янтаря. На восстановление утраченного шедевра ушло более 20 лет и в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объеме.

Мозаичное искусство было излюблено и широко использовалось в оформлении дворцов правителей Востока. Одним из выдающихся произведений средневековой архитектуры Азербайджана является Дворец шекинских ханов. Этот дворец считается одним из основных памятников архитектуры XVIII в. Азербайджана, который был построен в 1762 году и входил в комплекс дворцовых сооружений. Он служил резиденцией шекинских ханов. Фасад дворца украшен подъемными решетчатыми рамами с набором шебеке (разноцветными мелкими стеклами). Рисунок шебеке красочно дополняют росписи на стенах дворца. Настенные росписи посвящены разнообразным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т.д. Основная цветовая гамма выдержана в синих, красных, золотистых и желтых тонах. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Мозаика на Руси.

Петр I. Мозаика, набранная М.В. Ломоносовым

На Руси мозаика появилась с принятием христианства, но не получила распространения из-за дороговизны импортируемой из Константинополя смальты, на которую в Византии была наложена государственная монополия. Благодаря М.В. Ломоносову об искусстве русской каменной мозаики вновь заговорили в XVIII столетии, когда на Урале по его просьбе была начата добыча камня. Русские мастера творчески развили технику флорентийской мозаики. Они виртуозно использовали богатейшую палитру уральских самоцветов, добиваясь потрясающих результатов. Куски плотного камня, преимущественно малахита, распиливали на пластины толщиной в несколько миллиметров и подгоняли друг к другу так, чтобы естественный рисунок камня сливался в единое целое, создавая полную иллюзия монолита.

Мозаика подходит не только для украшения дворцов и храмов. Она отлично подходит для домашнего интерьера. С помощью мозаики украшают камины, столешницы, барные стойки, фонтаны, ванные комнаты и другие предметы быта. При создании мозаик используют самые разные породы камня - от туфа, травертина и мрамора до оникса, яшмы, лазурита. Бесконечное богатство цветов и оттенков природного камня позволяет создавать уникальные мозаичные произведения. Очень многое зависит от фантазии мастера. Ведь он может использовать не только богатство цветов, но и различные фактуры, техники обработки камня.

Техника Мозаики.

Существуют два основных способа укладки мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе, известном еще с античности, изображение закрепляют непосредственно на декорируемой поверхности. Сейчас такую трудоемкую технику используют крайне редко, только при создании особо сложных изображений или самых важных фрагментов. При обратном наборе, вошедшем в практику в XVIII в., кусочки мозаики лицевой стороной укладываются по контуру рисунка на кальке (ткане, картоне, бумаге) и закрепляются с помощью клеящего состава. Затем уже наносят на поверхность как целостную композицию или крупный фрагмент. Техника обратного набора открыла возможности для промышленного производства мозаики. Теперь ее выпускают в виде готовых модулей с гибкой сеткой в качестве основы. Нужно только помнить, что модули крепят к идеально выровненной поверхности при помощи специальных клеящих составов, а швы между модулями заполняют специальными затирками.

01.05.2013.

Комментарии

Всего записей 0

Ваш отзыв